Предоставление помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении программ

3.02.2014 admin       Юмасинская школа 2009–2014      

Администрация Кондинского района
Управление образования
Приказ

от 03 февраля 2014 года № 84
пгт. Междуреченский

Об утверждении Порядка организации предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 16 пункта 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации», в целях обеспечения права на образование личности в соответствии с потребностями личности, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека приказываю:

  1. Утвердить Порядок организации предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Кондинского района (приложение 1 к приказу).
  2. Руководителям образовательных организаций Кондинского района:
    2.1. разработать локальные акты о порядке предоставления психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), педагогам образовательных организаций Кондинского района;
    2.2. разместить локальные акты о порядке предоставления психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), педагогам образовательных организаций Кондинского района на сайтах образовательных организаций;
    2.3. разработать образцы заявлений, согласий на предоставление психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), разместить на сайтах образовательных организаций.
  3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник управления образования Н.И.Суслова

Приложение 1 к приказу
начальника управления образования
администрации Кондинского района
от 03 февраля 2014 года № 84

Порядок организации предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Кондинского района

  1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации ст. 42 закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства ХМАО-Югры №359-п от 05.09.2013 «О порядке предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации» и регулирует предоставление психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, а также родителям (законным представителям), педагогам образовательных организаций Кондинского района.
    На основании данного Порядка образовательные организации Кондинского района разрабатывают свои локальные акты об оказании психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, имеющим трудности в обучении, своем развитии и социальной адаптации.
  2. Психолого-педагогическая и социальная помощь предоставляется в образовательных организациях психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, иными специалистами образовательных организаций, а также в МКУ «Центр обеспечения функционирования развития образовательных учреждений Кондинского района» отделом психолого-педагогического сопровождения, (далее «Отдел психолого-педагогического сопровождения»), в том числе специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК).
  3. Отдел психолого-педагогического сопровождения, в том числе специалисты ТПМПК, осуществляет методическое и консультационное сопровождение, взаимодействие с муниципальными образовательными организациями по вопросам эффективности предоставления помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
  4. Для оценки эффективности предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, Отдел психолого-педагогического сопровождения, в том числе ТПМПК, имеет право запрашивать необходимую информацию у муниципальных образовательных организаций.
  5. Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказывается также образовательными организациями.
  6. Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается на основе принципов:
    6.1. законности;
    6.2. уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод личности;
    6.3. добровольности получения психолого-педагогической и социальной помощи;
    6.4. конфиденциальности;
    6.5. научной обоснованности.
  7. Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется в следующих формах:
    1) психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
    2) коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися, логопедической помощи обучающимся;
    3) профориентационных и социально-адаптационных занятий.
  8. Специалистами Отдела психолого-педагогического сопровождения, в том числе ТПМПК, образовательных организаций осуществляется комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, оказанию им помощи и осуществлению их связи с семьей (далее — Комплекс мероприятий).
  9. Комплекс мероприятий включает:
    1) диагностическое обследование (диагностику). Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
    2) консультирование родителей (законных представителей), других участников образовательных отношений по выявленным проблемам. Психологическое и педагогическое консультирование — мероприятия, направленные на содействие в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций.
    3) составление и реализация программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, и родителей (законных представителей).
    Психологическая коррекция — комплекс мероприятий, направленных на исправление (корректировку) особенностей личности ребёнка и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам.
    Логопедическая коррекция — комплекс мероприятий, направленных на исправление нарушений устной и письменной речи.
    Педагогическая (дефектологическая) коррекция — комплекс мероприятий, направленных на развитие способностей к обучению.
    Социально-адаптационные занятия — это система занятий по приспособлению ребенка к социальным условиям, реализации его потребностей, интересов и стремлений.
    4) динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий.
  10. Предоставление помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, оказывается на бесплатной основе в пределах средств местного бюджета и субвенций, выделенных образовательным организациям.
  11. Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется на основании заявления их родителей (законных представителей). Психолого-педагогическая и социальная помощь несовершеннолетнему с 16 лет оказывается с его согласия.
  12. Форма заявления утверждается руководителями МКУ «Центр обеспечения функционирования развития образовательных учреждений Кондинского района», образовательных организаций и размещается на сайте «Образование Конды» и сайтах образовательных организаций.
  13. В заявлении родителей (законных представителей) указываются:
    1) наименование образовательной организации или должностного лица, которому оно адресовано;
    2) существо вопросов;
    3) форма получения помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
    4) фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя), его почтовый адрес, адрес электронной почты;
    5) фамилия, имя, отчество, дата рождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
  14. Заявление подлежит регистрации в журнале регистрации заявлений в день его поступления и должно быть рассмотрено руководителями МКУ «Центр обеспечения функционирования развития образовательных учреждений Кондинского района», образовательных организаций в течение 3 рабочих дней со дня его регистрации.
  15. В течение 2 рабочих дней с момента рассмотрения заявления руководителем МКУ «Центр обеспечения функционирования развития образовательных учреждений Кондинского района», руководителем образовательной организации направляется информация родителям (законным представителям) о предоставлении помощи обучающемуся, испытывающему трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, по адресам, указанным в заявлении, для принятия ими решения.
  16. Образовательные организации при оказании психолого-педагогической и социальной помощи обязаны:
    1) ознакомить родителей (законных представителей) с содержанием психолого-педагодической и социальной помощи (проведенной диагностикой, содержанием коррекционной программы, заключением по результатам диагностики);
    2) разработать в своей образовательной организации форму согласия с родителями (законными представителями) на осуществление психолого-педагогической и социальной помощи несовершеннолетним, которая должна включать согласие на предоставление результатов мониторингов в ТПМПК.
  17. Родители (законные представители), обратившиеся за психолого-педагогической и социальной помощью в МКУ «Центр обеспечения функционирования развития образовательных учреждений Кондинского района», ТПМПК и к специалистам образовательных организаций, имеют право:
    17.1. давать согласие, отказ, либо частичное согласие на предоставление несовершеннолетнему какого-либо вида, формы и способа оказания психолого-педагогической и социальной помощи;
    17.2. знакомиться с направлением психолого-педагогической и социальной диагностики обучающихся (диагностика познавательной и интеллектуальной сферы, диагностика эмоционально-волевой сферы, общеучебных навыков, диагностика межличностных отношений и др.) и ее результатами;
    17.3. первоочередное право оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи имеют:
    1) дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды;
    2) несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
    3) дети раннего возраста, не посещающие дошкольные образовательные организации;
    4) несовершеннолетние, совершившие правонарушение или имеющие риск его совершения.
  18. Также все участники образовательных отношений, обратившиеся за психолого-педагогической и социальной помощью, имеют право на:
    1) уважительное и гуманное отношение;
    2) выбор специалиста;
    3) сохранение профессиональной тайны;
    4) отказ на любой стадии от оказания психолого-педагогической помощи, а также от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психолого-педагогической и социальной помощи;
    5) получение выписок из документации специалиста об оказании им психолого-педагогической помощи, за исключением случаев оказания психолого-педагогической помощи анонимно;
    6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью вследствие оказания психолого-педагогической помощи, в том числе компенсацию морального вреда, в порядке, установленном законодательством;
    7) иные права, предусмотренные законодательством.
    Граждане при оказании им психолого-педагогической и социальной помощи обязаны выполнять рекомендации специалистов, сотрудничать с ними.
  19. Сведения, полученные специалистами, оказывающими психолого-педагогическую и социальную помощь, представляют собой конфиденциальную информацию. Выписка из документации специалистов об оказании психолого-педагогической и социальной помощи предоставляется по запросу родителя (законного представителя), выдается родителю (законному представителю) на руки за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно. Выписка из документации специалиста об оказании гражданину психолого-педагогической помощи предоставляется в форме, доступной для понимания лицом, не обладающим специальными познаниями в области психологии.
  20. Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены специалистом третьим лицам только с письменного согласия родителя (законного представителя), обратившегося за оказанием психолого-педагогической, и социальной помощи. Предоставление сведений, указанных выше, без согласия лица, обратившегося за оказанием психолого-педагогической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:
    1) органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;
    2) руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан.
  21. Специалисты, оказывающие психолого-педагогическую и социальную помощь, обязаны сообщать:
    1) в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении, либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении;
    2) информировать законных представителей несовершеннолетних о психологических проблемах несовершеннолетних, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.
  22. На сайте «Образование Конды» и сайтах образовательных организаций создаются специальные разделы, представляющие информацию об организации помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
  23. Отдел психолого-педагогического сопровождения, в том числе ТПМПК:
    1) оказывает методическую помощь образовательным организациям по вопросам обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;
    2) оказывает помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
    3) осуществляет мониторинг эффективности помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
  24. Для оказания методической помощи образовательным организациям Отдел психолого-педагогического сопровождения, в том числе ТПМПК, организует и проводит семинары, практические занятия, тренинги и другие мероприятия для специалистов, привлекаемых образовательными организациями в целях оказания помощи обучающимся.
  25. Специалисты, оказывающие психолого-педагогическую и социальную помощь, имеют право на:
    1) защиту своих профессиональных прав;
    2) объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;
    3) отказ от оказания психолого-психологической и социальной помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психолого-психологической и социальной помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
    4) иные права, предусмотренные законодательством.
  26. Специалисты, оказывающие психолого-педагогическую и социальную помощь, обязаны:
    1) квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
    2) не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психолого-педагогической и социальной помощи;
    3) уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психолого-педагогической и социальной помощи;
    4) сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего положения;
    5) соблюдать нормы профессиональной этики, выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства.