Транспортное законодательство на железнодорожном транспорте

Государства Европы, Северной Америки стремятся к унификации и стандартизации правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, в результате чего заключено множество двух- и многосторонних договоров и конвенций, регулирующих порядок и правила проведения ж/д перевозки в международном сообщении. Они составляют основу железнодорожного транспортного законодательства. Международное частное железнодорожное право существует с 1951 года – тогда железнодорожными администрациями стран—участниц Совета экономической взаимопомощи было подписано Соглашение о международном железнодорожном сообщении, СМГС.

С 1953 года железнодорожные перевозки на большей части европейского континента, а потом и всей Евразии стали оформляться по договорам в рамках СМГС или Единых правил к договору о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом (CIM-COTIF). Россия участвует в СМГС, но не участвует в CIM-COTIF. Однако если осуществляется отправка из России в страну – участницу соглашения CIM-COTIF требуется оформления двух договоров перевозки (по СМГС и CIM-COTIF). Такое происходит всегда, когда перевозка выполняется из зоны СМГС в зону CIM-COTIF, или наоборот. Обе системы предлагают разные правила и условия перевозок, отличные процедуры заключения и перезаключения договоров перевозки и переоформления перевозочных документов на пограничных станциях государств разных зон.

В 2006 году были легализованы процедуры оформления международных железнодорожных перевозок по единой накладной СМГС/CIM-COTIF. Сама COTIF в 1980 году заменила CIM 1970 года (7-я редакция с 1893 г). CIM-COTIF состоит из основного текста конвенции (COTIF) и приложения к нему (CIM). В 1951 году СМГС по структуре и содержанию повторял CIM. Различия появились в дальнейших редакциях, постепенно накапливаясь. Сегодня в Восточной Европе есть страны, являющиеся одновременно участницами обоих конвенций, что позволяло им служить странам транзита между государствами – участницами только одной конвенции. Транспортное законодательство на ж/д транспорте не ограничивается только указанными международными соглашениями.

Важнейшие для России соглашения на железнодорожном транспорте

  • Международная конвенция о железнодорожной перевозке грузов (1893, в 1970 году вышла 7-я редакция соглашения, действующая и поныне там, где не была заменена КОТИФ)
  • Конвенция о международных железнодорожных перевозках, COTIF (1980)
  • Соглашение о международном железнодорожном сообщении (1953)
  • Международная конвенция об облегчении условий железнодорожной перевозки грузов через границы (1952)
  • Советско-финляндское соглашение (1947)
  • Советско-турецкое соглашение (1961)
  • Советско-австрийское соглашение (1969) и дополнение к нему – Международный тариф на перевозку
  • Советско-иранское соглашение (1970)
  • Соглашение о прямых железнодорожных перевозках с прибалтийскими странами (1992)
  • Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы железных дорог стран СНГ в переходный период (1992)
  • проект Соглашения о прямом железнодорожном сообщении между Германией и Россией.

Внутренне транспортное законодательство России на железнодорожном транспорте

На железнодорожном транспорте в России важнейшим источником права является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Гражданский кодекс России, а также ведомственные акты, важнейшими из которых стали Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, а также Временные правила перевозок грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении (и аналогичные Правила для регулирования перевозок в смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении).Железнодорожное транспортное законодательство России дополняется еще постановлениями Правительства РФ (например от 15.03.2006 №134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»), указы Президента РФ, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда России, нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Наконец, торговые и банковские обычаи, судебная практика, Incoterms, типовые экспедиторские правила ФИАТА, национальные общие «Общие условия экспедирования».

Аренда вагонов из инвентарного парка железной дороги проводится с учетом требований Положения о порядке сдачи в аренду железными дорогами грузовых вагонов, утвержденным Министерством путей сообщения РФ 01.02.1999 № ЦВ-636. Железнодорожные перевозки в России строго регламентированы (т.к. являются естественной монополией) транспортным законодательством и выполняются в полном соответствии с его требованиями.

Доставку сборных грузов можно заказать на сайте http://canavara-group.ru/.