Спорные вопросы на ЕГЭ по химии

12.02.2011 Соколов В.       Форум

Некоторые сборники ЕГЭ предлагают сомнительные ответы по ряду вопросов. Сложность здесь в том, что явные ошибки кочуют из учебника в учебник. Их критикуют годами, но «воз и ныне там». Авторы ЕГЭ — обычные люди, подверженные всем этим заблуждениям. Значит, логично было бы отвечать так, как рекомендуют в сборниках.

С другой стороны, чиновники обещают исправить в ЕГЭ все ошибки. А вдруг на самом деле исправят?

Если у Вас есть свои «спорные вопросы ЕГЭ», пожалуйста, добавляйте в комментариях.

1. Вопрос: Кристаллическая решетка графита

Предлагаемый ответ: атомная

Теория:

 Атомные решетки присущи веществам с ковалентной связью [1].

 Ковалентной связью называется двухэлектронная двухцентровая (т. е. два атомных ядра) связь [1].

 В слоях графита атомы связаны ковалентными связями. Между слоями — делокализованная связь, т. е. орбиталь связывает множество атомов, что и обуславливает электрическую проводимость.

Вывод: решетку графита можно рассматривать как атомную и металлическую одновременно [1].

2. Вопрос: Кристаллическая решетка оксида алюминия

Предлагаемый ответ: ионная

Теория:

Ионные решетки присущи ионным соединениям [1].
Образование простых многозарядных анионов (например, O2- ) энергетически невыгодно, поэтому в оксидах, сульфидах связь всегда носит частично ковалентный характер [1].

Оксид алюминия в кристаллическом виде образует минерал корунд. Корунд обладает очень высокой твердостью — абразивный материал (разновидность — наждак).

Вывод: решетка глинозема обладает промежуточной атомно-ионной структурой [1].

3. Вопрос: Основным веществом в составе ржавчины является

– гидроксид железа (III)

– оксид железа (III)

Предлагаемый ответ: гидроксид железа (III)

Теория:

Ржавчина — гидратированный оксид железа (III) Fe2O3•nH2O [1].

Гидроксид железа (III) не существует, осаждается гидратированный Fe2O3 [2].
(У Глинки Fe(OH)3существует)

Вывод: гидроксид железа (III) — самый неудачный ответ.

Литература:

1. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов

2. Рэмсден Э.Н. Начала современной химии: Пер. с англ.


  1. Pani4ka

    спасибо…….

  2. admin

    Пожалуйста!

  3. Лада Бахтина

    Уважаемый admin!
    1. ВЫ что, считаете себя очень умным?

    рассуждения ВАШИ порождают ещё больше вопросов, чем дают ответов.

    • admin

      Уважаемая Лада! Вежливая формулировка обязательна, независимо от того, кто себя каким считает.

      Глинка не входит в школьную программу, но авторы тестов по химии должны быть с ним знакомы.

      Хороший вопрос полезнее, чем плохой ответ.

      • Лада Бахтина

        Уважаемый admin! Где та часть моего вопроса, которая про Глинку?
        Самая невежливая часть та, которая опубликована, но и даже в ней в чём невежливость? На основании какого правила авторы тестов должны быть знакомы с Глинкой , а не с химией? Какой вопрос Вы считаете хорошим, а какой плохим? Ваш ответ звучит так, как будто мы с Вами знакомы помимо этого портала. Обосновывайте Ваши ответы ссылками на рекомендованные для школьников учебники,не морочьте голову детишкам.

        • admin

          Невежливость опубликованного — в переходе на личности, что не приветствуется не только в Интернете. Удалена — просто грубость, разрешите не цитировать.

          С авторов тестов, Вы правы, спрашивать много не приходится. А вот редакторам необходимо знать и химию, и авторитетные учебные издания, в т.ч. Глинку (не человека, конечно 😀 ).

          Голову детишкам морочим не мы, а авторы ошибок в школьных учебниках и тестах. Критиковать же школьные учебники, ссылаясь на них же, IMHO неавторитетно. Если уж ссылаться, то на достоверный источник.

          Хороший вопрос заставляет работать мысль и искать на него ответ.

          • Ученик 9 класса

            Вы чего ругаетесь?

  4. Алик

    Какое сходство между ковалентной полярной связью и ионной?

  5. admin

    1. Образованы элементами с разной электроотрицательностью
    2. Электронная плотность смещена к более электроотрицательному элементу
    3. Образуются заряды +- (в случае ковалентной полярной — частичные, т.е. меньше единицы)

    • Алик

      Спасибо большое!!))

  6. Глазов

    спасибо очень помогло

  7. Даринка

    В чем различие между ковалентной полярной связью и ионной?

    • admin

      Строго различить, где ковалентная полярная, а где ионная — нельзя. Ионную рассматривают как крайний случай ковалентной полярной связи. Основное отличие — ионная связь сильнее поляризована, так что электрон практически полностью переходит к более электроотрицательному элементу.

      2) Принято считать, что в ионной связи ионы удерживаются за счет электростатического притяжения между ионами, а в ковалентной — за счет образования общей электронной пары (хотя это условно).

      3) Вещества с ионной связью образуют ионную кристаллическую решетку, с ионами в узлах. А вещества с ковалентной — молекулярную, в узлах молекулы, связанные слабыми силами межмолекулярного притяжения. Поэтому более низкая прочность и температура кипения.

  8. скоро экзамен

    спасибо, очень помогло!!

  9. Никитос

    А не пойти ли нам в гости?

    • admin

      Тогда мы идём к вам! 😀

  10. RUS

    Как решить задачу: в раствор гидроксида натрия массой 40г с массовой долей гидроксида натрия 4% добавили 40г воды. Определить массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе. Сколько ионов каждого вида содержится в данном растворе?

  11. admin

    1. Находим массу гидроксида натрия, как здесь http://s-konda.ru/exam/chemistry_9-9.htm
    2. Находим массу нового раствора 40г + 40г
    3. Находим массовую долю нового раствора (обратное действие первому)
    4. Находим количество вещества гидроксида натрия (делим массу на молярную массу)
    5. Гидроксид натрия в растворе полностью диссоциирует на ионы, следовательно число ионов натрия и гидроксид-ионов равно количеству вещества гидроксида натрия

  12. RUS

    Спасибо

  13. HIMIK

    Сколько моль, грамм гидроксида калия потребуется для нейтрализации раствора содержащего 19,6г фосфорной кислоты до средней соли?

    • admin

      3KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3H2O

      Образец: http://s-konda.ru/exam/chemistry_9-19.htm

      В конце еще перевести полученные моли гидроксида калия в граммы (умножить на молярную массу)

  14. 12121212

    Рассчитайте массу, объем, кол-во углекислого газа выделившегося при взаимодействии 200г карбоната кальция с избытком соляной кислоты?

    • admin

      CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2

      образец: http://s-konda.ru/exam/chemistry_9-5.htm

      Массу находим, умножая количество вещества на молярную массу

  15. Александр

    Спасибо! Прочитал все билеты за 9 класс!

  16. Света

    Среда в водных растворах гидрофосфата и дигидрофосфата натрия?

    • admin

      Глинка, «Общая химия»:
      Растворы гидрофосфатов щелочных металлов имеют слабо щелочную реакцию в результате гидролиза, сопровождающегося диссоциацией кислотного остатка. pH 1% раствора Na2HPO4 равен 8,9

      Растворы дигидрофосфатов — слабокислую, pH 1% NaH2PO4 — 6,4

  17. Саня

    Виды химической связи: ковалентная(полярная и неполярная), ионная; их сходство и различие.

Ответить