Билет № 4
1. Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.
Основоположниками клеточной теории являются немецкие ботаник М. Шлейден и физиолог Т. Шванн, в 1838–1839 гг. высказавшие идею, что клетка является структурной единицей растений и животных. Клетки имеют сходное строение, состав, процессы жизнедеятельности, что может свидетельствовать о их родстве, происхождении растений и животных от одного общего предка.
Наследственная информация клеток заключена в ядре. Клетки возникают только из клеток. Многие клетки способны к самостоятельному существованию, но в многоклеточном организме их работа скоординирована.
Клетки животных и растений имеют некоторые отличия:
- Клетки растений имеют жесткую клеточную стенку значительной толщины, содержащую целлюлозу (клетчатку). Животная клетка, не имеющая клеточной стенки, обладает значительно большей подвижностью, способна изменять форму.
- В клетках растений содержатся пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. У животных пластиды отсутствуют. Наличие хлоропластов делает возможным фотосинтез. Для растений характерен автотрофный тип питания с преобладанием в обмене веществ процессов ассимиляции. Клетки животных являются гетеротрофами, т. е. потребляют готовые органические вещества.
- Вакуоли в клетках растений крупные, заполненные клеточным соком, содержащим запасные питательные вещества. У животных встречаются мелкие пищеварительные и сократительные вакуоли.
- Запасным углеводом у растений является крахмал, у животных — гликоген.
2. Лишайники — симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.
Тело лишайника — слоевище состоит из нитей-гифов гриба, в которых заключены одноклеточные зеленые водоросли или цианеи (цианобактерии, старое название — сине-зеленые водоросли). Лишайники рассматривают как симбиотические организмы, где грибы поставляют воду с растворенными минеральными солями, а водоросли осуществляют фотосинтез, обеспечивая поступление органических веществ. Необходимым условием произрастания лишайников является наличие света, необходимого для фотосинтеза.
Лишайники делятся на накипные (в виде пленки на камнях), листоватые (серо-зеленая пармелия, желтая ксантория на коре деревьев) и кустистые (олений мох — ягель).
Определить лишайник среди гербарных экземпляров можно по отсутствию органов — стеблей, листьев — и характерной расцветке.
Значение лишайников:
- Лишайники первыми заселяют безжизненные местообитания, произрастают на голых камнях. Этому способствует их неприхотливость к субстрату, способность переносить длительное высушивание, впитывать атмосферную влагу поверхностью тела. В результате жизнедеятельности лишайников образуются органические вещества, начинается формирование почвы.
- Лишайник ягель (олений мох), произрастая в тундре, служит кормом северным оленям, создавая условия для оленеводства.
- Многие виды лишайников погибают при загрязнении воздуха, поэтому могут служить индикаторами загрязнения атмосферы.
- Из лишайников получают некоторые лекарственные вещества, красители, лакмус — индикатор для уроков химии.
- Поселяясь на шифере и других строительных конструкциях, лишайники разрушают покрытия, поэтому шиферные крыши обрабатывают специальным составом, препятствующим произрастанию лишайников.
Симбиотические отношения в природе способствуют процветанию видов, которые в них участвуют. Можно назвать примеры из билета № 2.
3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.
Богаты белком пищевые продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйцо, молочные продукты. Также содержат белки растительные продукты, особенно бобовые культуры, овес, твердые сорта пшеницы и изготовляемые из них макаронные изделия.
В пищеварительном канале белки распадаются на аминокислоты. Конечным продуктом белкового обмена у человека и других млекопитающих является мочевина, удаляемая через почки.
Белки выполняют в организме важнейшие функции:
- структурную — белки входят в состав всех органоидов клетки;
- ферментативную (каталитическую) — например, пищеварительные ферменты;
- двигательную — в составе мышечных волокон;
- транспортную — гемоглобин крови переносит кислород ко всем клеткам организма;
- энергетическую — хотя есть мнение, что при окислении белка промежуточные продукты обмена, содержащие азот, токсичны для организма, и потребление избыточной белковой пищи снижает силу и выносливость человека.
У детей и подростков активно идут процессы роста, биосинтеза, что помимо повышенной потребности в строительном материале — аминокислотах повышает расход ферментов. Поэтому растущий организм должен получать с пищей большее количество белка, чем взрослый. Недостаток белка в рационе детей может быть причиной низкого роста.