Билет № 21

1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Социальный конфликт — наиболее острый способ развития и завершения противоречий, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Если субъекты не испытывают отрицательных эмоций или отрицательные эмоции не сопровождаются активным противодействием, то такая ситуация является предконфликтной.

Межличностные конфликты можно рассматривать как наиболее простой вид социального конфликта, когда в нем участвуют отдельные личности, не объединенные в группы, например, ученик — ученик или учитель — ученик (но не учитель — класс).

Причинами такого конфликта могут быть взаимоисключающие интересы, различия в оценке деятельности и личности друг друга, напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Причинами конфликтов также могут быть психологическая неустойчивость, холерический тип темперамента.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность оценки фактов, своего поведения.

Виды межличностных конфликтов:

1. По направленности:

  • горизонтальные — участники не подчиняются друг другу;
  • вертикальные — участники находятся в подчинении друг с другом

2. По значению:

  • конструктивные (созидательные) — оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;
  • деструктивные (разрушительные) — одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы.

(далее повторяется 15 билет)

Конфликты могут проходить несколько стадий:

конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание возникших противоречий;

нарастание конфликта;

спад;

исход конфликта.

Выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

Избегание — уход от конфликтной ситуации.

Компромисс — совместное решение, удовлетворяющие обе стороны.

Соперничество — активное противостояние другой стороне.

Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Конфликт возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой. Хотя для разрешения конфликта каждая сторона должна понимать необходимость идти на компромисс, компромисс — не самое лучшее решение.

Это хорошо демонстрирует хрестоматийный пример с двумя сестрами, которые поделили апельсин пополам. После чего, одна из кожуры сварила варенье, а мякоть выбросила. Вторая съела мякоть, выбросив кожуру. Если бы они вовремя выяснили цели друг друга, каждая получила бы вдвое больше.

Современная теория ведения переговоров подчеркивает необходимость вести обсуждение на принципиальной основе. Это означает отказ от торгов и обсуждение предмета спора по существу, с использованием аргументов, принимаемых обеими сторонами.

Например, добиваясь снижения цены за аренду квартиры, вы показываете объявление о сдаче такой же квартиры за более низкую цену.

Для разрешения конфликта важно выяснить суть интересов сторон. Нередко конфликт возникает в силу того, что стороны (субъекты конфликта) неверно расценивают притязания другой стороны.

Рекомендуется сначала давать обоснование причины, а потом выдвигать претензию. Например, прежде чем просить соседа огородить вырытую яму, объяснить, что у вас в гостях семья с маленькими детьми, которые могут в нее упасть.

Если же начать прямо с требований, сосед может счесть это вмешательством в его дела.

Также очень важно стараться сохранить (или наладить) личные отношения между участниками переговоров. То есть, противоречие интересов не должно рассматриваться как личная вражда.

Это называется «Быть мягким в отношениях, но занимать жесткую позицию по существу вопроса». Необходимо всячески показывать, как вы цените заслуги собеседника:

— Мы очень благодарны за всё, что вы для нас сделали…

Если противник пытается придать предмету спора личную окраску:

— Вы что, мне не доверяете? — нужно вежливо, но жестко переводить разговор на принципиальную почву:

— Это не вопрос доверия, дело в том…

2. Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических материалов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец — хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.

Признаки правонарушения:

  1. Наступление вреда — у гражданки М. наступило заболевание, связанное с гиперчувствительностью к синтетическим материалам. Она затратила время и, возможно, деньги на обращение к специалистам.
  2. Противоправность действий причинителя вреда — при заключении с гражданкой М. договора купли-продажи хозяин магазина предоставил ей в нарушение ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации недостоверную информацию о товаре, утверждая, что сапоги изготовлены из натуральной кожи. На самом деле, как позднее установила экспертиза, они были сделаны из синтетических материалов.
  3. Виновность причинителя вреда (если не будет доказано, что он был в тот момент невменяем).
  4. Причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившими последствиями — специалисты утверждают, что сапоги были причиной гиперчувствительности.

В данном случае имеет место гражданско-правовое правонарушение — так называется противоправное действие (кроме преступления), вторгающееся в личную или имущественную сферу личности и причиняющее ей тот или иной ущерб.

Гражданка М. вправе отказаться от исполнения договора, потребовав возвратить уплаченную за сапоги денежную сумму, или потребовать замены сапог на действительно изготовленные из натуральной кожи (ст. 475 ГК РФ).

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданка М. вправе потребовать полного возмещения причиненных ей убытков, а также возмещения морального вреда.

3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?

Это очень личное задание, тут каждый составит свой перечень вопросов. Например, можно выяснить отношение к оптимальному числу детей в семье, бракам по расчету, разводам. Приводим для примера несколько вопросов на тему традиционного и нового взгляда на статус супругов в семье.

Традиционный подход предполагает, что муж должен занимать более высокую должность, чем жена, больше зарабатывать. Данная позиция очень распространена в массовом сознании. Можно вспомнить множество фильмов, в которых заслуженный врач влюбляется в медсестру или начальник в секретаршу. Такой взгляд может быть причиной того, что люди не решаются связать свои судьбы, создать семью, если мужчина зарабатывает меньше будущей жены.

Новый подход не ставит жестких рамок по доходам и карьерному росту, считает нормальным, когда жена — начальник или крупный бизнесмен, а муж занимает рядовую должность и имеет меньший доход.

  1. Как вы считаете: муж должен быть старше жены, моложе, примерно одного возраста?
  2. Допускаете ли вы ситуацию в семье, когда муж зарабатывает меньше жены?
  3. Одобрите ли вы, если ваш приятель захочет жениться на женщине, которая занимает более высокую должность, чем он?
  4. Знаете ли вы семьи, в которых жена зарабатывает больше мужа или занимает более высокую должность, положение в обществе?
  5. Что вы считаете наиболее важным для создания семьи:
    • а) взаимную любовь;
      б) общие интересы, увлечения;
      в) схожие взгляды на жизнь;
      г) схожие профессии;
      д) одинаковое материальное положение;
      е) муж способен содержать семью.

И так далее…

автор: Владимир Соколов