Экономические системы и собственность

Билет № 12

1. Экономические системы и собственность. Право собственности

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма (Википедия).

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Отличия:
– господствующая форма собственности;
– механизм ценообразования;
– наличие или отсутствие конкуренции.

Собственность означает право владения, пользования и распоряжения чем-либо (имуществом, землёй, финансами).

Следует понимать, что отношения собственности — это не отношение человека к вещи, а отношения между людьми, когда они имеют разные права по отношению к одной и той же вещи. Проще говоря, утверждая «это моё», человек говорит «это не твоё», т. е. собственность — преимущественное право владения, пользования и распоряжения одних людей по сравнению с другими.

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная и иные формы собственности», например, государственная.

Экономические системы:

Традиционная экономическая система

Отличительные черты:

  • частная собственность на производственные ресурсы;
  • примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Бангладеш, Афганистан. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство.

Административно-командная система (плановая)

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • централизованное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.
  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для СССР, Кубы, Северной Кореи.

Рыночная система

  • основу экономических отношений составляет частная собственность;
  • вопросы производства и реализации производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе;
  • ценообразование не регулируется государством, а складывается на основе спроса и предложения товаров на рынке;
  • элементом рыночного механизма хозяйствования является также конкуренция.

В чистом виде практически не встречается, представлена как

смешанная

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

2. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

Этот монолог в повести «Планета людей» обращен к соседям по автобусу, которые «замуровали себя» в своих косных привычках и превратили свою жизнь в серые однообразные будни.

Смысл высказывания Экзюпери в том, что человек, не растущий духовно, подобен библейскому персонажу, который зарывает свои таланты в землю. При этом не следует понимать в узком смысле, что гибнет только способность к изящным искусствам. Нет, сказанное относится к любому проявлению живого творчества — в том числе, в самой привычной работе, например, продавца или водителя троллейбуса.

Экзюпери обращал особенное внимание на развитие способностей в детском возрасте. В своей широко известной сказке «Маленький принц» он прямо указывает на взрослых, как на людей, неспособных к гармоничному восприятию окружающего мира.

Действительно, многие способности хорошо поддаются развитию именно в детстве, когда сознание ребенка еще не сковано шаблонами и штампами, устоявшимися правилами. Но было бы ошибкой думать, что с какого-то возраста уже поздно заниматься музыкой, рисованием или наукой. Для того, чтобы стать настоящим мастером, будь это музыка, поэзия или труд каменщика, необходимы несколько условий:

  • Большое значение имеют врожденные задатки и способности: высокий рост для баскетболиста, музыкальный слух для пения и т. п. Однако, известны случаи, когда выдающихся результатов в баскетболе добивались игроки обычного роста. Существует ряд методик развития музыкального слуха у людей, лишенных его, позволяющих добиваться удивительных результатов.
  • Очень важны увлеченность, интерес человека к данной сфере занятий. Во-первых, это очень способствует упорному и полноценному труду, тренировкам — важнейшему условию мастерства. Во-вторых, самый титанический труд, не согретый интересом и творческим отношением к делу, не даст необходимых результатов.

Этих двух условий: наличия необходимых способностей и постоянной работы над собой, — бывает достаточно для того, чтобы работать в избранной отрасли и считаться профессионалом. Для того, чтобы стать Мастером с большой буквы, необходимо еще

  • быть гармонично развитым и знающим, полноценным человеком в духовном плане. Важнейшее средство для этого — работа, которая даёт «хлеб насущный», то есть производство необходимых обществу товаров и услуг.

Известный французский композитор XX века Артю́р Онегге́р писал: «Молодой человек, желающий стать композитором, должен выбрать для себя коммерческое дело, которое предлагают ему родители. Если призвание к музыке у него в крови, то занятия ради твёрдо обеспеченного заработка не помешают ему сочинять.»

Уже упоминавшийся ранее Джером К. Джером писал: «Музыка на своих крыльях вознесет вас высоко над земной суетой, Искусство вам приоткроет Истину. По цветущим тропинкам литературы вы сможете бродить, как в собственном саду… Взамен требуется, чтобы вы жили скромно, не гнались за мирскою славой, вели бы такую жизнь, в которой нет места страстям, из которой изгнаны низменные стремления…»

Погоня за богатством, славой, праздный образ жизни, страсти, низменные стремления — вот то, что делает глину, из которой «человек слеплен» сухой и неподатливой гораздо сильнее, чем возраст.

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

Положение, которое человек занимает в обществе, называется социальным статусом. Человек обладает несколькими статусами. Статус может быть прирожденный (пол), приобретенный (умения, навыки, должность), предписанный — не зависит от желания (возраст).

Свой статус можно проанализировать по следующим позициям (порядок не особо важен):

  1. Гражданство
  2. Пол
  3. При желании, материальное положение (среднее, выше или ниже среднего — особо не стоит увлекаться, учителям платят постыдно мало)
  4. Социальное положение (школьник)
  5. Образование (незаконченное основное)
  6. То, что имеет отношение к портфолио, достижениям: успехи в спорте, предметных олимпиадах, проектной деятельности, школьном самоуправлении, общественных организациях и т. п.
  7. Возраст (подростковый)
  8. Семейное положение (в браке не состоите)

Прогноз может включать Ваши планы закончить школу, поступить учиться или работать, вступить в брак.

Новые статусные позиции, которые вы хотели бы приобрести, старайтесь формулировать коротко: стать студентом (рабочим, предпринимателем), обрести материальную независимость, пойти в армию.

Что сделаете, тоже поконкретнее: буду готовиться к экзаменам, поступлю на курсы, продолжу занятия в секции, поступлю на работу.

автор: Владимир Соколов