Стало историей…

16.11.2009   Соколов В.       Ханты-Мансийск       6 комментариев »

Первые автобусы «Икарус» на улицах Ханты-Мансийска, 1978 г.
По свидетельствам очевидцев, в 1948 году в Ханты-Мансийске автомобили уже использовались в качестве пассажирского транспорта. Небольшие грузовички с кузовом без тента: борта невысокие, поперек кузова скамейки. Летом ездили на них из Самарова в Ханты-Мансийск (тогда говорили «Самарово» и «Ханты-Мансийск»). Сзади на бортике висела лесенка, по которой забирались в кузов.

Но основным транспортом тогда были лошади. Машин было мало, по центральным улицам спокойно тянулись вереницы возов с сеном, запряженных лошадьми. За ними цеплялись детишки на коньках, хотя и тогда приходилось остерегаться других саней.

А весной и осенью нынешняя улица Мира превращалась в непролазную грязь. Водолечебницы тогда еще не было, и жители прилежащих домов брали воду из ручья, который и сейчас еще течет за старой музыкальной школой. Так без резиновых сапог делать было нечего, прямо увязали в грязи.

Ручей питал водой пруд, который разрезал улицу Ленина поперек. Для отчаянных ребятишек он был «курортом», где дети купались, загорали и наслаждались отдыхом — берег был затоптан мокрыми пятками. Не всегда и родители знали, где тешатся их детишки. Этот пруд был исполнен таинственности, было в нем для детей что-то отпугивающее и в то же время привлекающее: место было необустроенное, почти со всех сторон пруд окружали огороды, конюшня милиции. Заканчивался пруд мостом, отделявшим его от второго пруда, который многие еще могут помнить — рядом со старой городской баней и электростанцией.

Позже появились автобусы «ПАЗы». До самого 1964 года люди на остановках долгом своим считали встать в очередь, чтобы не было ни давки, ни суматохи. Совестливые люди были и уважительные, неспешные (такую очередь, правда, в Москве, зрители могли видеть в бессмертной комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»). Позже уже садились кучей, кто успел.

Жители хоть и не всегда знали друг друга, но жили, казалось, одной семьей: радовались всему вместе, считали себя ответственными за все. Ребенка 5–6 лет не страшно было отправить за 5 километров одного, в сопровождении шофера и всех сидящих в автобусе пассажиров. И он добирался к бабушке или в музыкальную школу. Кондукторши, случалось, разрешали проехать без билета, если ребенок забыл деньги (6 копеек) дома. Но потом, при следующем рейсе, напоминали про «долг». А ведь автобус ходил уже тогда не один, следующая встреча могла быть через неделю-другую, но они всех помнили.

В середине 70-х годов случился пожар в гараже, где стоял городской автотранспорт. Чтобы перевозить пассажиров, были привлечены автобусы организаций — маленькие, с одной дверью. Выполненные в северном варианте, они часто имели по середине прохода отопительную горячую трубу. Как сейчас помню голос кондуктора:
— У кого валенки горят?! Мальчик, не ты стоишь на трубе? —
(слезаешь с трубы)…

Первые большие автобусы — «ЛАЗы» и «Икарусы» появились на улицах Ханты-Мансийска уже в конце 70-х. Дороги тогда были неровные, и нередко окна больших автобусов выпадали из рам, на асфальте можно было увидеть россыпь стекол. Дети «катались» на новых автобусах (в качестве пассажиров, но кондуктора этого не приветствовали), фотографировали (тогда среди школьников был распространен фотоаппарат «Смена 8М» — пленочный, черно-белый, за 15 рублей). Но это уже совсем другая история.

Комментариев: 6

  1. Катя

    Читаешь вашу историю и даже не верится. Стыдно признаться, но живя в Ханты-Мансийске уже несколько лет, особо никогда не интересовалась историей становления этого города. А сейчас иду мимо старой городской бани представляю себе ручей!?! Фантастика какая-то!

  2. Аноним

    я в 1978 году работал в этом городе. Впечатления положительные

  3. Аноним

    запомнилось — автобусы (два-три маршрута) ходили чуть ли не через каждые 2-3 минуты.

  4. Владимир

    Диплом от управления культуры Первый официальный успех в литературе 🙂

  5. Галина

    А последующие были?

Добавить вопрос или комментарий