Спорные вопросы на ЕГЭ по химии

12.02.2011       Sokolov

Некоторые сборники ЕГЭ предлагают сомнительные ответы по ряду вопросов. Сложность здесь в том, что явные ошибки кочуют из учебника в учебник. Их критикуют годами, но «воз и ныне там». Авторы ЕГЭ — обычные люди, подверженные всем этим заблуждениям. Значит, логично было бы отвечать так, как рекомендуют в сборниках.

С другой стороны, чиновники обещают исправить в ЕГЭ все ошибки. А вдруг на самом деле исправят?

Если у Вас есть свои «спорные вопросы ЕГЭ», пожалуйста, добавляйте в комментариях.

1. Вопрос: Кристаллическая решетка графита

Предлагаемый ответ: атомная

Теория:

 Атомные решетки присущи веществам с ковалентной связью [1].

 Ковалентной связью называется двухэлектронная двухцентровая (т. е. два атомных ядра) связь [1].

 В слоях графита атомы связаны ковалентными связями. Между слоями — делокализованная связь, т. е. орбиталь связывает множество атомов, что и обуславливает электрическую проводимость.

Вывод: решетку графита можно рассматривать как атомную и металлическую одновременно [1].

2. Вопрос: Кристаллическая решетка оксида алюминия

Предлагаемый ответ: ионная

Теория:

Ионные решетки присущи ионным соединениям [1].
Образование простых многозарядных анионов (например, O2- ) энергетически невыгодно, поэтому в оксидах, сульфидах связь всегда носит частично ковалентный характер [1].

Оксид алюминия в кристаллическом виде образует минерал корунд. Корунд обладает очень высокой твердостью — абразивный материал (разновидность — наждак).

Вывод: решетка глинозема обладает промежуточной атомно-ионной структурой [1].

3. Вопрос: Основным веществом в составе ржавчины является

– гидроксид железа (III)

– оксид железа (III)

Предлагаемый ответ: гидроксид железа (III)

Теория:

Ржавчина — гидратированный оксид железа (III) Fe2O3•nH2O [1].

Гидроксид железа (III) не существует, осаждается гидратированный Fe2O3 [2].
(У Глинки Fe(OH)3 существует)

Вывод: гидроксид железа (III) — самый неудачный ответ.

Литература:

1. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов

2. Рэмсден Э.Н. Начала современной химии: Пер. с англ.

  1. Pani4ka

    спасибо…….

    • Sokolov

      Пожалуйста!

  2. Лада Бахтина

    Уважаемый admin!
    1. ВЫ что, считаете себя очень умным?

    рассуждения ВАШИ порождают ещё больше вопросов, чем дают ответов.

    • admin

      Уважаемая Лада! Вежливая формулировка обязательна, независимо от того, кто себя каким считает.

      Глинка не входит в школьную программу, но авторы тестов по химии должны быть с ним знакомы.

      Хороший вопрос полезнее, чем плохой ответ.

      • Лада Бахтина

        Уважаемый admin! Где та часть моего вопроса, которая про Глинку?
        Самая невежливая часть та, которая опубликована, но и даже в ней в чём невежливость? На основании какого правила авторы тестов должны быть знакомы с Глинкой , а не с химией? Какой вопрос Вы считаете хорошим, а какой плохим? Ваш ответ звучит так, как будто мы с Вами знакомы помимо этого портала. Обосновывайте Ваши ответы ссылками на рекомендованные для школьников учебники,не морочьте голову детишкам.

        • admin

          Невежливость опубликованного — в переходе на личности, что не приветствуется не только в Интернете. Удалена — просто грубость, разрешите не цитировать.

          С авторов тестов, Вы правы, спрашивать много не приходится. А вот редакторам необходимо знать и химию, и авторитетные учебные издания, в т.ч. Глинку (не человека, конечно :) ).

          Голову детишкам морочим не мы, а авторы ошибок в школьных учебниках и тестах. Критиковать же школьные учебники, ссылаясь на них же, IMHO неавторитетно. Если уж ссылаться, то на достоверный источник.

          Хороший вопрос заставляет работать мысль и искать на него ответ.

          • Ученик 9 класса

            Вы чего ругаетесь?

  3. Алик

    Какое сходство между ковалентной полярной связью и ионной?

    • Sokolov
      1. Образованы элементами с разной электроотрицательностью.
      2. Электронная плотность смещена к более электроотрицательному элементу.
      3. Образуются заряды +− (в случае ковалентной полярной — частичные, т. е. меньше единицы)
  4. Алик

    Спасибо большое!!))

  5. Глазов

    спасибо очень помогло

  6. Даринка

    В чем различие между ковалентной полярной связью и ионной?

    • Sokolov

      Строго различить, где ковалентная полярная, а где ионная — нельзя. Ионную рассматривают как крайний случай ковалентной полярной связи. Основное отличие — ионная связь сильнее поляризована, так что электрон практически полностью переходит к более электроотрицательному элементу.

      2) Принято считать, что в ионной связи ионы удерживаются за счет электростатического притяжения между ионами, а в ковалентной — за счет образования общей электронной пары (хотя это условно).

      3) Вещества с ионной связью образуют ионную кристаллическую решетку, с ионами в узлах. А вещества с ковалентной — молекулярную, в узлах молекулы, связанные слабыми силами межмолекулярного притяжения. Поэтому более низкая прочность и температура кипения.

  7. скоро экзамен

    спасибо, очень помогло!!

  8. Никитос

    А не пойти ли нам в гости?

    • Sokolov

      Тогда мы идём к вам! :)

  9. RUS

    Как решить задачу: в раствор гидроксида натрия массой 40 г с массовой долей гидроксида натрия 4 % добавили 40 г воды. Определить массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе. Сколько ионов каждого вида содержится в данном растворе?

    • Sokolov
      1. Находим массу гидроксида натрия, как здесь https://staminaon.com/ru/chemistry/chemistry_9-9.htm
      2. Находим массу нового раствора 40 г + 40 г
      3. Находим массовую долю нового раствора (обратное действие первому).
      4. Находим количество вещества гидроксида натрия (делим массу на молярную массу).
      5. Гидроксид натрия в растворе полностью диссоциирует на ионы, следовательно число ионов натрия и гидроксид-ионов равно количеству вещества гидроксида натрия.
  10. RUS

    Спасибо

  11. HIMIK

    Сколько моль, грамм гидроксида калия потребуется для нейтрализации раствора содержащего 19,6г фосфорной кислоты до средней соли?

    • Sokolov

      3KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3H2O

      Образец: https://staminaon.com/ru/chemistry/chemistry_9-19.htm

      В конце еще перевести полученные моли гидроксида калия в граммы (умножить на молярную массу)

  12. 12121212

    Рассчитайте массу, объем, кол-во углекислого газа выделившегося при взаимодействии 200г карбоната кальция с избытком соляной кислоты?

  13. Александр

    Спасибо! Прочитал все билеты за 9 класс!

  14. Света

    Среда в водных растворах гидрофосфата и дигидрофосфата натрия?

    • Sokolov

      Глинка, «Общая химия»:
      Растворы гидрофосфатов щелочных металлов имеют слабо щелочную реакцию в результате гидролиза, сопровождающегося диссоциацией кислотного остатка. pH 1% раствора Na2HPO4 равен 8,9

      Растворы дигидрофосфатов — слабокислую, pH 1% NaH2PO4 — 6,4

  15. Саня

    Виды химической связи: ковалентная(полярная и неполярная), ионная; их сходство и различие.

  16. Крицкая Екатерина Борисовна

    Еще одна ошибка, кочующая по учебникам и порталам Интернета — мифическая гибридизация в молекулах аммиака и воды, основанная на «схожести» валентных углов. Ни в одном солидном учебнике по общей, неорганической и теоретической химии ссылок на этот факт не существует. Углы в 107 и 104 градуса могут осуществляться в молекуле и на плоскости, и не стоит их «привязывать» к пространственным структурам. И вот как детишкам принимать решение? Правильное, или то, которое от них ждут не разобравшиеся в этом вопросе составители учебников и тестовых заданий?

    • Sokolov

      Да. Ситуация нелепая.
      Ладно, на приемном экзамене: абитуриент мог обосновать свою точку зрения, и приемная комиссия дала бы ему дополнительные баллы. А в ЕГЭ, которое оценивают учителя на основе инструкций, составленных плохо знакомыми с предметом методистами, остается отвечать «на авось».

      После того, как познакомился с моделью Гиллеспи, все эти гибридизации ученикам вообще не даю.

  17. Крицкая Екатерина Борисовна

    Писать надо статьи в журналы, собирать под свои знамена грамотных людей.
    Очень хорошая статья Четверина В. Б. «О совершенствовании заданий ЕГЭ» вышла в «Химии в школе» № 3, с. 40–46, 2017. Подборка по разделу «Кислородсодержащие соединения». Приятно читать!

  18. Галина Михайловна

    «Корунд обладает очень высокой твердостью — абразивный материал (разновидность — наждак).» — ну вот и приехали.. наждак это не вещество, это природный материал, смесь, которую используют как абразив.
    Нажда́к — смесь корунда (альфа-оксида алюминия) и магнетита (чёрного магнитного оксида железа Fe3O4).
    Горная порода, представляющая собою соединение мелких зерен корунда со значительной примесью разных минералов.

    • Sokolov

      Галина Михайловна, мы вам очень благодарны. Во-первых, за участие в обсуждении, во-вторых — за подробную характеристику наждака.
      В нашем тексте слово наждак приводится как пример абразивного материала. Любой девятиклассник держал в руках наждачную бумагу, поэтому данный пример поможет запомнить свойство корунда.
      Что же касается возражения «это не вещество», то Глинка в учебнике химии для вузов не столь категоричен:

      Корунд и его мелкозернистая разновидность, содержащая большое количество примесей, — наждак, применяются как абразивные материалы.

      То есть, любая горная порода является смесью, и можно рассматривать ее как преобладающее по содержанию вещество с примесями.

  19. Зарина

    Галина Михайловна, как я понимаю, вы учитель, а как вы учите детей определить кристаллическую решетку оксида алюминия, там она, на самом деле атомная или ионная? Ответ не должен быть «между-между», а конкретный: или атомная, или ионная. Спасибо!

    • Sokolov

      Зарина, здравствуйте!
      На тот случай, если Галина Михайловна не прочитает ваш вопрос, чтобы он не остался без ответа, мы опубликовали опрос в новостной ленте Югры.
      Просмотрели вопрос 315 человек. Если ставить вопрос «или — или», то атомной решетку Al₂O₃ не посчитал никто.

Сетевое издание «Stamina online» (Ста́мина Онлайн) 6+
Учредитель и главный редактор: Соколов В. В.
E-Mail редакции: a@staminaon.com
Тел. +7(952)7002504
Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 73393 от 03 августа 2018 г.